Во время Индокитайской войны вьетнамские велосипеды одержали верх над авиацией Франции

В той войне вьетнамцы сражались за свою независимость против французских колонизаторов. На первых этапах войны французы снисходительно относились к вьетнамским силам сопротивления, считая их сбродом, тем более, французы имели полное техническое превосходство.

Но война пошла не по плану, тем более Советский Союз и Китай начали поставлять вьетнамцам вооружение, боеприпасы.

Неудачи начали преследовать французов, и им была нужна громкая победа.

Городок Бьен-Дьен-Фу имел важное стратегическое положение. Рядом находился старый японский аэродром времен Второй Мировой войны и французы, чтобы перерезать пути снабжения вьетнамских войск, решили создать в этой местности укрепленный район и авиабазу.

Операция началась в ноябре 1953 года. Был высажен воздушный десант, захвачена взлетно-посадочная полоса и по воздуху начали прибывать подкрепление и техника.

Идея создать в этой местности оборонительный район, из которого планировалось перерезать маршруты снабжения вьетнамских войск, родилась не на пустом месте.

Первоначально был проведен тщательный анализ. Всем известно, что любая армия кроме вооружения нуждается в продуктах питания. Французы прекрасно знали районы нахождения баз снабжения вьетнамской армии, а так же знали, что уровень механизации вьетнамцев очень низок.

Снабжение своих войск вьетнамцы могли осуществлять только с помощью носильщиков, переносящих груз на своих спинах. Основной пищей был рис. При этом, носильщикам так же необходимо было питание, поэтому, чем дальше находились вооруженные формирования, тем меньше еды доходило до действующих частей.

Исходя из того, сколько носильщик может нести груза, какое расстояние он проходит за день, сколько он съедает, и какое питание необходимо вьетнамскому бойцу, французы подсчитали, какое количество солдат смогут обеспечить носильщики продуктами питания и сколько эта армия сможет продержаться, если ей перерезать пути снабжения.

Однако французы недооценили вьетнамцев и вьетнамских носильщиков, и операция пошла не по задуманному сценарию.

Вскоре французский плацдарм был окружен вьетнамскими войсками. Вопреки расчетам французов, они из охотников превратились в дичь.

Да, у вьетнамцев было несколько сотен грузовиков, но дороги могла контролировать французская авиация, поэтому главным транспортом и тягловой силой оставались носильщики.

С их помощью на позиции, недоступные для обычного транспорта, были доставлены артиллерийские и зенитные орудия. В марте 1954 года укрепленный район Бьен-Дьен-Фу и авиабаза оказали в полной блокаде.

Французам не помогли ни авиаудары, ни артиллерийские обстрелы. Французы намеревались со своего плацдарма перерезать пути снабжения вьетнамской армии, а теперь сами стали испытывать недостатки в боеприпасах и продуктах питания.

Попытка наладить воздушный мост с блокированной базой была малоэффективной и недостаточной. Зенитные орудия вьетнамцев осложнили действия французской авиации. Кольцо продолжало сжиматься и в начале мая 1954 года французский укрепленный район пал.

Это стало серьезным военным поражением Франции в той войне. Для французов было загадкой, как вьетнамцы смогли обеспечить свои войска и рабочих, принимавших участие в подготовке и маскировке позиций, продуктами питания. По их расчетам, это сделать было невозможно!

Сдавшиеся в плен французские военнопленные

Только для того, чтобы снабжать вьетнамскую армию продуктами питания, необходимо было 150-200 тыс. носильщиков.

А разгадка была простой. Секретным вьетнамским оружием оказался обычный велосипед. Вместо того, что взваливать мешок с рисом на спину одного человека, они этот мешки загружали на велосипед.

Единовременно на один велосипед грузили до 200 кг. риса. Обычно велосипед толкал один человек, но иногда и два. Таким образом, за день носильщики проходили до 40 километров.

Они двигались по тропам, которые были недоступны для обычного автотранспорта. Скрытые невидимым пологом джунглей эти караваны невозможно было обнаружить.

Считается, что количество носильщиков в тот период составляло 60 000 человек.

Французы проиграли.

Вьетнамские велосипеды победили воздушную мощь Франции, ведь они полностью справились с поставленной задачей, чего не скажешь о французской авиации, которой не удалось обеспечить снабжение своей базы, что и предопределило ее падение.

Поражение при Дьен Бьен Фу привело к уходу Франции из Индокитая.

Во время Индокитайской войны вьетнамские велосипеды одержали верх над авиацией Франции