Топ-5 необычных фильмов ужасов, которые вам стоит посмотреть

Здравствуйте, дорогие читатели! Честно говоря, скорее доброй ночи. Что-то меня замучила бессонница. А что лучше всего делать, когда мучает бессонница? Конечно же, смотреть ужастики (шутка, никогда так не делайте). В любом случае, я решил представить вашему вниманию еще одну подборку. На этот раз обратимся к самому часто эксплуатируемому виду ужастиков — дома с привидениями.

Да-да, этих фильмов просто тьма-тьмущая. И, будем откровенны, большая часть из них не блещет качеством (это мягко говоря), но не будем отчаиваться и поищем в груде хлама настоящие алмазы. Вперед на поиски!

Постер к фильму «Полтергейст», 1982 г.

Полтергейст. Год — 1982. Страна — США. Слоган — «Он знает, как тебя напугать». Режиссер — Тоуб Хупер.

Для меня, фильмы про призраков в доме — это начало моего знакомства с жанром ужасов вообще. Не то, чтобы я не видел других ужастиков. Но как бы это объяснить… Это первый осознанный интерес к жанру ужасов, как к таковому. Я впервые думал «мне нравятся ужастики про дома с привидениями, вот бы вышло что-то новое, хочу еще посмотреть». А первое знакомство с действительно классным и качественным представителем жанра — это именно «Полтергейст». В определенной мере, именно этот фильм стал причиной моего интереса ко всем будущим подобным фильмам.

На дворе далекий 1982 г., большинство фильмов ужасов выглядят скорее комедиями из-за отвратительной игры актеров, шаблонных сюжетов (которых, к тому же, раз-два обчелся), маленького бюджета, картонных декораций и пластилиновых монстров (к сожалению многие ужастики грешат тем же самым и сейчас). Жанр терпит катастрофический кризис (есть лишь один-два по-настоящему стоящих фильмов, которые в будущем станут культовыми — об одном из них в самом конце подборки) и вдруг, как гром посреди ясного неба, в прокат выходит он — «Полтергейст». Общий уровень его исполнения на три головы выше всего (почти всего), что было «до» и на голову выше всего (почти всего), что выходило еще лет двадцать «после». Этот фильм сейчас заслуженно считается классикой жанра. Он задал направление на годы вперед. Он был настолько революционным, что его отзвуки и отсылки к нему вы можете встретить во всех ужастиках до сих пор. О чем я вообще говорю, если на фильме 1982 года на постере маленькая девочка сидит в темноте в упор к телевизору с помехами на экране. А спустя 20 лет прорывом назовут фильм «Звонок», который плодит свои клоны и ремейки по сей день. Ну теперь вы будете знать, чьи это на самом деле клоны.

Удивительно, что нашлись люди в Голливуде, которые решились вложить огромные силы и деньги в фильм, жанр которого был самым непопулярным в те времена. Они рискнули и не прогадали. Оглушительный успех, море поклонников, сиквел, сериал по мотивам, куча подражателей — все это было у «Полтергейста». Разумеется, были и жуткие слухи о проклятии, постигшем актеров (ою этом вы можете почитать на просторах Интернета, весьма занимательно).

Вы можете спросить меня, стоит ли смотреть этот фильм сейчас? Даст ли он какие-то новые острые ощущения? Скрепя сердце, скажу, что, наверное, нет. Это великий фильм, но надо быть реалистом. Прошло почти 40 лет с момента съемок. То, что казалось страшным тогда, уже не сможет напугать прельщенного современного зрителя. Но виноват ли фильм в том, что ему подражали на протяжении 40 лет? Говорит ли это о том, что он плох? Да, его растаскали на приемы. Да, во время просмотра, каждый момент будет казаться вам клишированным. Да, вы будете заранее знать на что указывает та или иная деталь в фильме, потому что видели такое уже сто раз. Но вдумайтесь, это ведь не «Полтергейст»подражает всему, что мы видели, это все, что мы видели подражает «Полтергейсту». Как минимум, этот фильм достоин просмотра, в качестве дани уважения к нему и для общего ознакомления с жанром. Это, не смотря ни на что, очень хорошее качественное кино, имеющее уже историческую ценность.

Постер к фильму «Призрак дома на холме», 1999 г.

Призрак дома на холме. Год производства — 1999. Страна — США, Великобритания. Слоган — «There once was a house, a bright happy home, something bad happened, now it sits all alone. It’s pillars are its bones, it’s walls are it’s skin, it’s windows are it’s eyes, won’t you come in» (Был когда-то дом, озаренный счастьем дом, случилось плохое, теперь он один. Его столбы — его кости, его стены — его кожа, его окна — его глаза, не хочешь ли войти). Режиссер — Ян де Бонт.

А вот и один из самых видных подражателей «Полтергейста». Комплимент ли это? Скорее, да, чем нет. Авторы данного фильма выждали скромные 17 лет и решили повторить успех «Полтергейста», применив тот же самый подход (не зря говорят, что все новое — это хорошо забытое старое). Но решающим в успехе картины фактором послужило одно оригинальное решение — взять общую концепцию «дома с привидениями» и возвести ее в гротеск. То есть, вместо дома — огромный особняк, вместо семьи, проживающей в доме, — несколько незнакомых людей (каждый со своими скелетами в шкафу), вместо редких признаков паранормальной активности — редкие сцены без них. Хочу отметить, что я обожаю именно этот подвид домов с привидениями. Но к моему глубочайшему сожалению, подобных фильмов крайне мало.

В США в те годы вошли в моду всяческие реалити-шоу, а затем идея сведения вместе незнакомых людей перекочевала в фильмы. Загнать несколько незнакомцев в стрессовые условия и посмотреть, что из этого получится — что может быть интереснее? Еще задолго до фильмов, подобное активно использовалось писателями и безумными учеными. Нет лучшего катализатора для конфликтов и бурных эмоций, чем доведенные до белого каления люди в замкнутой агрессивной среде. А значит и сюжет не застопорится. Элементарно и эффективно.

Актерский состав вас не разочарует и сейчас — Лиам Нисон, Кэтрин-Зета Джонс, Оуэн Уилсон. Вообще на плохую актерскую игру жаловаться не придется. Как и на спецэффекты. Как я уже говорил выше, авторы решили повторить успех, не меняя рецепта и подхода, а значит не скупились ни на чем. «Призрак дома на холме» на момент выхода был самым высокобюджетным ужастиком в истории. Беспрецедентный случай, когда в фильм ужасов было вложено денег больше, чем во многие фантастические блокбастеры. Так что и картинка вас порадует (хоть и не впечатлит так, как могла бы в те времена).

Ну и что мы имеем на выходе? Масштабный фильм ужасов про огромный особняк с привидениями, с отличным актерским составом и небанальным сюжетом (а он, уверяю вас, неплох). Бегом смотреть!

Постер к фильму Особняк «Красная Роза», 2002 г.

Особняк «Красная роза». Год — 2002. Страна — США, Канада. Слоган — «Каждый дом имеет историю, которую нужно рассказать… Эта тебя убьет». Режиссер — Крэйг Р. Бэксли.

Ну здесь ситуация неоднозначная. Что было раньше, курица или яйцо? С одной стороны, этот фильм очень сильно копирует многие моменты «Призрака дома на холме». С другой, он снят по мотивам книги Стивена Кинга, которая вышла раньше «Призрака дома на холме». Не будем однозначно утверждать в данной ситуации кто у кого что сплагиатил.

Сразу отмечу, что это многосерийный фильм или мини-сериал, как кому удобнее. Он состоит из трех серий по полтора часа. То есть, по сути, каждая часть тянет на отдельный фильм. И, поверьте, фильм настолько хорош, что такой хронометраж только радует. Во-первых, мелкие детали соблюдены. Во-вторых, не будет обидно, что все очень быстро закончилось.

Актерский состав не такой звездный, как у «Призрака дома на холме», но тоже весьма достойный. Здесь засветились Нэнси Трэвис, Мэтт Кислар и один из моих любимчиков — Джулиан Сэндс. Также в фильме снялась Эмили Дешанель — старшая сестра Зоуи Дешанель (они безумно похожи).

Завязка, как я и сказал вначале, практически идентична «Призраку дома на холме». Незнакомые люди в огромном зловещем особняке. Но теперь с одной поправкой — они все экстрасенсы. Причем, подчеркнуто настоящие экстрасенсы, а не какие-нибудь шарлатаны. В качестве еще одной модной детали добавлена молчаливая маленькая девочка. Видимо, авторы справедливо решили, что ужастик без ребенка — не ужастик.

В целом, бодрый стоящий просмотра фильм. Откровенно говоря, чувство страха, как таковое он вряд ли вызовет, но как мистический триллер вполне сойдет. По крайней мере, в процессе просмотра вы точно не заскучаете. Игра актеров неплохая, спецэффекты на уровень ниже, чем в том же «Призраке дома на холме» (ну тут всему виной ограничения бюджета), сюжет не блещет твистами, но в общем интересен, динамика не проседает (нудным фильм точно не назовешь). Короче говоря, не проходим мимо.

Постер к фильму «Дом ночных призраков», 1999 г.

Дом ночных призраков — 1999 г. Страна — США. Слоган —
«Готов ли ты умереть, чтобы стать богатым?». Режиссер — Уильям Мэлоун.

Вам может показаться странным, что я описываю фильмы в такой последовательности. «Дом ночных призраков» вышел в один год с «Призраком дома на холме», а я описываю его даже после Особняка «Красная роза», который вышел в 2002 г. На то есть причина. Дело в том, что «Дом ночных призраков» — это так называемый фильм дублер. Ну знаете эту моду — выходит ожидаемый всеми, разрекламированный, высокобюджетный фильм и обязательно перед его выходом выходит что-то очень похожее, но намного дешевле (во всех смыслах этого слова). И я говорю не только об откровенном трэше. Очень часто в Голливуде второй дивизион пытается выехать на первом, а третий на втором. Поэтому нередко вполне качественные фильмы эксплуатируют популярность старших товарищей. Распространенная и вполне оправданная практика. Не будем никого осуждать.

Так вот, это как раз такой случай. «Призрак дома на холме» — старший брат. «Дом ночных призраков» — младший. Именно поэтому, его художественную ценность я оцениваю несколько ниже, чем, допустим ценность Особняка «Красная роза». Но, тем не менее, это также и тот случай, когда двойник не лишен своего шарма и самобытности. Даже актерский состав не подкачал. Причем, кому-то будет особенно приятно видеть знакомых любимых актеров во времена, когда они не были столь популярны и были готовы сыграть роль в фильме-дублере. Думаю, вы будете удивлены увидев здесь Фамке Янссен и Джеффри Раша.

Так в чем же оригинальность этого фильма? В принципе, тут все то же самое — группа незнакомцев в особняке. Да-да, опять (ну или снова). Но теперь их пригласил в свой дом эксцентричный миллиардер, к тому же специализирующийся на строительстве парков аттракционов. У него, разумеется, есть роковая загадочная жена, которая его ненавидит. Поверьте, это два мягко говоря неслучайных факта и они привнесут в этот фильм много того, чего в предыдущих не было. Опять же, возможно, вы скажете, что этот фильм далек от ужасов, как таковых и это будет справедливо. Но интереса от просмотра это не умалит, уверяю. Вообще, этот фильм ближе к «Десяти негритятам» Агаты Кристи, чем к классической концепции домов с привидениями, но в данном конкретном случае — это плюс.

Постер к фильму «Сияние», 1980 г.

Сияние. Год — 1980. Страна — США, Великобритания. Слоган — «Ужас сделал его безумным». Режиссер — Стенли Кубрик.

Снова нарушаю хронологию. Но, в свое оправдание хочу сказать две вещи. Во-первых, первые четыре фильма подборки максимально близки по тематике и стилю, тогда как «Сияние» немного выбивается из общего ряда. Во-вторых, мне хотелось закончить сегодняшнюю подборку именно этим фильмом. Почему? По нескольким причинам. Это и великий Стэнли Кубрик в качестве режиссера. И великолепный Джек Николсон в главной роли. И уровень передачи произведения Стивена Кинга. Как я уже говорил, Особняк «Красная роза» тоже снят по мотивам произведения Стивена Кинга и, положа руку на сердце, это отличный фильм. Но если говорить именно о достоверности воплощения книги на экране, то «Сияние», вероятно, вообще лучшая адаптация Стивена Кинга за все времена.

Что я могу рассказать нового о фильме, о котором снимают документальные фильмы? О фильме, который оброс легендами. О фильме, который стал классикой настолько бесспорной, что даже «Полтергейст» не будет с этим тягаться. О фильме ужасов, который признают не только любители ужасов, не только простые зрители, но и критики всех уровней. О фильме, который уже проверило время и несколько поколений фанатов. Хороша ли игра актеров? Джек Николсон гениален. Хорош ли сюжет? Не устану повторять, что это лучший перенос произведения Стивена Кинга на экраны. Хороша ли работа режиссера, оператора, декорации? Стенли Кубрик — творческий перфекционист, который славится своей дотошностью к деталям, фанатизмом, граничащим с безумием, а также сумасшедшим рвением в работе. Каждый кадр вылизан до блеска. Если вы по какой-то причине еще не видели этот фильм, то посмотрите его прямо сейчас (даже не знаю, где вы были, наверное, на луне). Если смотрели, то пересмотрите прямо сейчас.

Топ-5 необычных фильмов ужасов, которые вам стоит посмотреть