С капотами в половину машины

1932 год — пожалуй рубежный в Эпохе Великих Классиков. Последний год каретного стиля, после которого началось десятилетие стримлайна и глобальная трансформа стиля. «Кубизм» форм достигает своего апогея. Уже с 1933-го он начнёт смягчаться, зализываться и округляться, и уже в последней четверти десятилетия от суровых и аскетичных форм «античного ордера» двадцатых годов, в котором царят плоскости и прямые с чётким разделением объёмов, почти ничего не осталось.

Яркие представители позднего «античного» стиля двадцатых — длинные, низкие, с капотами в половину длины машины.

Daimler Double Six 40/50 Martin Walter Sports Saloon ‘1932

Немножко о шасси, послужившем основой для этих кузовов.

Марка Daimler — одна из старейших и престижнейших в Британии: автомобили она начала выпускать c 1896 года, почти сразу после отмены пресловутого «Закона о красном флаге», попортившего немало крови островитянам, пытавшимся наладить выпуск самобеглых колясок. Это нынче в высшем сегменте «королевских экипажей» у британцев одни Rolls Royce да Bentley остались, и там немцы хозяйничают. А во времена оны таковых хватало. И попрестижнее порой считались! Стоит попомнить например Lanchester, Napier и героя этого рассказа.

Несмотря на то, что компания называлась по имени Готтлиба Даймлера, она с самого начала проводила независимую политику и разрабатывала собственные модели. Компания купила право на использование названия Daimler у немецкой компании Daimler-Motoren-Gesellschaft вместе с лицензией на двигатель ещё в 1891 году. Почитай сразу упор был сделан на престижность и солидность продукции. Первые восьмицилиндровые двигатели появились у компании ещё в 1904 году, а в 1908 была куплена лицензия на «бесклапанный» двигатель Найта (Night) с гильзовым газораспределением, считавшийся тогда очень перспективным — ибо отличался бесшумностью и малыми вибрациями (правда сильно вонял и жрал много).

В 1910 фирму купили оружейники BSA (Birmingham Small Arms Company) и с началом войны она взялась за производство всего подряд — легковых автомобилей, самолётов, тракторов и военного снаряжения — для нужд армии. Производство гражданской продукции возобновилось в 1919 выпуском новых моделей 30НР и 45НР. А в 1926 появилась вершина марки — модель Double Six c V-образным 12-цилиндровым двигателем Найта.

Ещё в 1900 году «Дэймлер» приобрёл себе принц Уэльский (будущий король Эдуард VII). Машина принцу очень понравилась и в 1902 году марка получила статус поставщика автомобилей для королевского двора и сохраняла его за собой до 50-х гг. Это уж Баба Лиза на Rolls Royce пересела. Ну молодая, глупая была — чего с неё взять? Помимо британского монарха «Дэймлерами» к 1914 году пользовались королевские семьи России, Швеции, Японии и Греции. Были они и у испанского короля Альфонсо XIII (не повезло мужику с номером, да и не только с ним…), кайзера Вильгельма и у султана малайского Джохора Ибрагима I (ради прикола приведем его ПОЛНОЕ имя с титулованием: Major General Sultan Sir Ibrahim Al-Masyhur Ibni Al-Marhum Sultan Sir Abu Bakar Al-Khalil или просто Sultan Ibrahim I, GCMG, GBE), короля Иордании Хуссейна, не говоря уж о толпе индийских магараджей, коих было много.

В 1933 году концерн BSA купил Lanchester Motor Company и сделал её дочерней компанией Daimler.

Теперь конкретно о машине с иллюстраций:

В конце 20-х годов главным инженером компании Лоуренсом Помероем (L. H. Pomeroy) специально для модели 40/50, являвшейся вершиной линейки Daimler, был разработан бесклапанный двигатель V12, состоящий из двух по сути самостоятельных рядных «шестёрок», вращавших один коленвал в общем картере. Системы питания, зажигания и охлаждения были отдельными для каждого блока. Механизм газораспределения был усовершенствован: вместо чугунных гильз были применены более точно изготовленные стальные, что значительно снизило расход масла и дымность — врождённые болячки двигателей Night. Рама была значительно понижена. Модель Double Six была доступна в нескольких типоразмерах шасси и с двигателями различного объёма. Модель 50НР (с 1926 года), 30НР (с 1928) с двигателем 3744 куб.см., в 1931-м их заменили на 30/40 и 40/50 (5296 и 6511 куб.см.).

На фото же — самое большое и пафосное из построенных шасси Double Six 40/50, с колёсной базой лишь на несколько дюймов уступающей циклопическому Bugatti T41 Royale и самым крупным двигателем рабочим объёмом 7136 куб.см. мощностью 150 л.с. и преселективной электромеханической коробкой передач Wilson. Низкое шасси с рамой лестничного типа было разработано Рэйдом Рейлтоном (Reid Railton) — личностью не менее яркой на британском автомобильном небосклоне, чем Уолтер Бентли или Малькольм Кемпбелл.

Кузов же по проекту Гарольда Оуэнса (H.R. Owens) (возможно, что это Harold Rolfe Owen — тоже персонаж колоритный весьма) построила фабрика Martin Walter Ltd.

Автомобиль был заказан Гербертом Вайлкоксом (Herbert Wilcox) для его жены, кинозвезды Анны Нигл (Anna Neagle).

 

 

 

 

 

 

 

 

С капотами в половину машины