Мнение: в «Оскаре» наконец участвуют фильмы, которые действительно достойны Оскара

13 января Американская киноакадемия объявила претендентов на «Оскар-2020». В лидерах по номинациям, как и ожидалось, четыре фильма: «Однажды… в Голливуде», «Ирландец», «1917» и «Джокер».

И большинство номинантов, как ни странно, можно было бы отнести к категории зрительских лент. Это не фестивальное кино, на которое в прокате сходили бы единицы, а вполне себе массовые фильмы. Один лишь «Джокер» собрал миллиард долларов по всему миру, в то время как многие номинанты прошлых лет не достигали отметки и в 50 миллионов.

Последние годы вкусы зрителей и членов Академии всё чаще расходились — однако сейчас, похоже, ситуация готовится измениться к лучшему. На Polygon проследили за тенденцией — пересказываем колонку издания.

До «Оскара-2019» рейтинги церемонии продолжали падать — а само шоу критиковали за элитаризм. Два года назад Академия попыталась исправить ситуацию, предложив ввести новую номинацию, «Выдающийся популярный фильм» — очевидно, чтобы как-то учесть «Войну бесконечности». Однако идею отбросили после неоднозначной общественной реакции.

В самом деле — по какому критерию Академия собиралась отбирать «популярные фильмы» в категорию? Как оценить эту «популярность»?
Последние два года показали, что Академия обеспокоена неодобрением зрителей — и, судя по всему, поэтому в 2019 и 2020 годах в номинации стало попадать всё более и более зрительское кино.

Впервые на эту проблему обратили внимание после «Оскара-2015». Ни «Отрочество», ни «Теория всего», ни «Одержимость», ни даже победитель церемонии «Бёрдмэн» не собрали в домашнем прокате больше 50 миллионов долларов. Зрители просто не ходили на такие фильмы в кинотеатры.

Вместе все номинанты на «Лучший фильм» собрали в США всего 667 миллионов долларов — и то благодаря неожиданному успеху «Снайпера» с Брэдли Купером, привлёкшему 350 миллионов. Это на 30 миллионов больше, чем у всех остальных претендентов того года вместе взятых.

В 2016 году ситуация улучшилась, но незначительно. В числе номинантов в главной категории были «Безумный Макс: Дорога ярости», «Марсианин», «Выживший», «Шпионский мост» — все они были высокооценёнными и доходными лентами. В тот год все номинанты вместе собрали 800 миллионов в домашнем прокате.

Но после критика церемонии вновь усилилась — автор Polygon связал это с тем, что претенденты на статуэтку в 2017 и 2018 годах собрали не больше 650 миллионов. Именно в эти годы у «Оскара» впервые за много лет стали падать рейтинги — сначала до 30 миллионов зрителей (до этого они держались в районе 34-36), а затем до 26 миллионов.

Церемония 2018 года привлекла самое низкое количество зрителей за всю историю наблюдений, и всё потому, что за главные призы соревновались фильмы, которые почти никто из зрителей не видел.
Видимые изменения в тренде произошли в 2019 году, когда номинанты на лучший фильм были ещё и настоящими хитами в прокате. «Звезда родилась», «Чёрная пантера», «Богемская рапсодия» — вместе они собрали в США больше миллиарда. По мнению автора Polygon, это и повлияло на внезапно возросшие рейтинги церемонии — тогда шоу посмотрело почти 30 миллионов человек.

Также на «Оскаре-2019» полноценно признали фильмы со стриминговых сервисов — в частности, «Рому» от Netflix. Нельзя сказать точно, сколько заработали её авторы — известно лишь то, что фильм посмотрели 3,2 миллиона домохозяйств в Америке за январь и февраль. Впрочем, даже без учёта ленты Куарона вкупе прошлогодние номинанты собрали много денег.

В 2020-м же тенденция продолжилась. «Джокер», «Однажды… в Голливуде», «Форд против Феррари» — это не только одни из лучших фильмов года, но в том числе одни из самых доходных: на родине они собрали 334, 140 и 110 миллионов соответственно. «1917» Сэма Мэндеса привлёк почти 40 миллионов долларов всего за два дня мирового проката. Даже «Паразиты» собрали в Америке 25 миллионов — впечатляющий результат для фильма на иностранном языке в США.

На данный момент общий бокс-офис всех номинантов на «Лучший фильм» составляет 745 миллионов долларов — и это с учётом того, что лишь семь лент из девяти выходили в театральный прокат (за исключением «Ирландца» и «Брачной истории»). И ведь у многих из них до сих пор идёт прокат — а номинация на «Оскар» обязательно подтолкнёт сборы.

После того, как два года подряд у фильмов из главной категории были внушительные кассовые сборы, складывается впечатление, что «Оскар» движется в новом направлении. Идея о «Выдающемся популярном фильме» может и умерла, но, видимо, Академия всё же приняла её близко к сердцу.
Но приведёт ли ещё один «Оскар» с высокодоходными претендентами к повышению рейтингов церемонии, зависит от зрителей. Они может и видели эти фильмы, однако шоу должно их зацепить.

Мнение: в «Оскаре» наконец участвуют фильмы, которые действительно достойны Оскара