Авиаконструктор Яковлев рассказ о сталинских репрессиях в рядах ВВС СССР

В СССР в конце 1930-ых были проведены репрессии, которые затронули некоторых высокопоставленных военных и государственных деятелей. Коснулись они и военно-воздушных сил СССР. По мнению А. Яковлева, их причиной стало выявленное во время войны в Испании отставание советской авиации от немецкой. Вот что конструктор пишет в своих воспоминаниях:

«…Когда в конце 38-го года, в ходе гражданской войны в Испании, немцы показали свои новые «Мессершмитты» и «Юнкерсы», совершенно неожиданно и со всей очевидностью выявилось наше отставание… В воздушных боях наши истребители, несмотря на хорошую маневренность, оказались хуже новых немецких, уступая им в скорости и особенно в калибре оружия и дальности стрельбы. Бомбардировщики СБ не могли летать без прикрытия истребителей, а последние уступали немецким и не могли обеспечить эффективной защиты…

После фейерверка рекордов это было неприятной, на первый взгляд даже необъяснимой, неожиданностью. Но это был реальный факт: мы явно отставали в области авиации от нашего потенциального противника — гитлеровского фашизма. Нужны были решительные, безотлагательные меры для преодоления отставания, тем более что международная обстановка все больше накалялась…

Сталин очень болезненно переживал наши неудачи в Испании. Его неудовольствие обратилось против тех, кто совсем еще недавно ходил в героях, был осыпан вполне заслуженными почестями.

В первую очередь пострадали, как потом оказалось совершенно невинно, Герои Советского Союза Смушкевич и Рычагов, а также некоторые другие летчики — участники войны в Испании.

Арестовали и группу работников ЦАГИ во главе с начальником ЦАГИ Николаем Михайловичем Харламовым. Большинство из них незадолго до этого в составе технической комиссии, возглавлявшейся Туполевым и Харламовым, побывали во Франции и в США, где, в частности, закупили лицензию на постройку в СССР всемирно известного пассажирского самолета «Дуглас».
В чем только их не обвиняли!

Аресты среди работников авиапромышленности и ВВС вызвали у досужих обывателей разные слухи. Например, о том, что истребитель «Мессершмитт» — советская конструкция и разработан перед войной у нас и что вредители продали его чертежи в Германию. Это, конечно, чепуха, но она долгое время имела хождение среди московских сплетников.

Многие неудачи тогда объяснялись вредительством. Обрушилось подгнившее деревянное перекрытие цеха на одном из самолетостроительных заводов — вредительство. Крошатся поршневые кольца авиационных двигателей моторного завода — вредительство. Гибель Чкалова 15 декабря 1938 года на истребителе Поликарпова И-180 — вредительство. За это поплатились начальник ГУАП Беляйкин, директор опытного завода, где был построен самолет И-180, Усачев и заместитель Поликарпова конструктор Томашевич».

Вот такую удручающую картину описывает в своих воспоминаниях Яковлев. И действительно, репрессии в конце 30-ых были (особенно во времена Ежовщины), и от них могли пострадать невинные люди. Я, например, не могу поверить в виновность Я.Смушкевича, который, как Вы помните из моих предыдущих статей, буквально заставил будущего маршала А.Голованова написать письмо Сталину, с чего потом и началась авиация дальнего действия.

Но все же очевидно, что Яковлев необъективен, представляя невинно пострадавшими ВСЕХ. Например, тот же Туполев, по одной из версий был осужден за то, что во время командировки закупил лицензии на самолеты, чертежи на которые были выданы в дюймах. Чтобы построить эти самолеты на отечественных заводах, где все расчеты велись в миллиметрах, требовалось произвести очень масштабные перерасчеты, на которые потребовалась бы масса времени и сил. В результате эту работу смогли сделать только для одной лицензии из трех.

Т.е. Туполев «пустил в трубу» большие государственные деньги. Получить срок за это не одно и то же, что получить срок «за покупку лицензии самолета». Тут важны детали, но Яковлев их не дает.

Авиаконструктор пишет: «потом оказалось», что некоторые пострадавшие были невиновными. Вероятно, он ссылается на то, что во времена Хрущева большинство политических репрессированных было оправдано. Не самый сильный аргумент, т.к. Никита Сергеевич оправдывал буквально всех подряд, лишь бы опорочить имя Сталина. Даже командующий войсками Западного военного округа Д.Павлов, поставивший всю страну на грань катастрофы в первые месяцы войны, и тот после прямого вмешательства Хрущева оказался «невинно пострадавшим». И это при том, что сам Хрущев в своих мемуарах открыто признавал его вину.

В общем, в крайности бросаться не нужно. Нужно понимать, что товарищ Сталин делал все для обеспечения безопасности государства и заставлял высокопоставленных чиновников работать в поте лица на благо страны. Тех, кто не справлялся, он наказывал. И из-за несовершенства репрессивного аппарата «под раздачу» порой попадали невиновные. Но на этом основании представлять невинными жертвами ВСЕХ репрессированных — очевидное преувеличение, вполне свойственное времени написания мемуаров (1967г). Есть все основания считать, что Александр Яковлев пошел на него из-за цензуры. Уж слишком положительным получился бы Сталин, если бы автор как следует не поковырялся бы в его слабых сторонах.

Авиаконструктор Яковлев рассказ о сталинских репрессиях в рядах ВВС СССР